- Непроизводные и производные слова в русском языке
- Производящая основа слова
- Что такое словообразовательный разбор?
- Словообразовательный и морфемный разбор
- Примеры словообразовательного разбора слов
- Как получаются новые слова?
- Способы образования новых слов в русском языке
- Как сделать словообразовательный разбор
- Примеры
- Что мы узнали?
- Тест по теме
- Оценка статьи
- Содержание
- Бонус
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Словообразовательный разбор слова — это анализ, от какого однокоренного слова оно образовано и каким способом.
Выясним, как делать словообразовательный разбор слова и чем он отличается от морфемного разбора. Со словообразовательным разбором тесно связаны понятия о непроизводном и производном слове, о производящей основе лексем.
Непроизводные и производные слова в русском языке
Если взглянуть на словарный запас русского языка с точки зрения его образования, то укажем, что слова бывают непроизводные и производные.
Так, например, древние славяне соотнесли свое понятие о видимом над собой воздушном пространстве голубого цвета с сочетанием звуков, оформленным в слово «небо». А твердую поверхность, которая находится под ногами и которую можно распахать и засеять зерном, назвали словом «земля». Эти первичные слова, возникшие в древнерусском языке, в современном русском языке являются непроизводными. Они отличаются простотой морфемного строения и состоят только из корня и окончания:
- неб о — корень/окончание;
- земл я — корень/окончание;
- рук а — корень/окончание;
- голов а — корень/окончание.
Непроизводные слова являются базой для возникновения новых слов, образованных от них с помощью одной, реже двух или трех морфем:
Понаблюдаем:
- небеса → под небес н ый;
- земля → земл ян ой → землян к а;
- влага → влаж н ый → у влажн и ть;
- близкий → при близ и ть → приблизить ся .
Производные слова являются вторичными. Их лексическое значение можно определить, опираясь на исходное слово:
- петь → запеть (начать петь);
- красный → красноватый (слегка красный).
Производящая основа слова
В словообразовании участвует производящая основа исходного слова, которую получим, если не будем принимать во внимание словоизменительную морфему — окончание:
- чёрн ый → черн от а;
- рук а → руч н ой;
- красн ый → красн е ть.
Отметим, что в основу слов не включаются также формообразующие суффиксы.
Каждое новое слово отличается от производящего более сложным морфемным составом. Морфемы, как бусинки, нанизываются постепенно на производящую основу слова. Если составить словообразовательную цепочку, то можно наглядно убедиться в этом:
вин а → вин овн ый → виновн ость
Каждое предыдущее слово является производящим для последующего:
- вин а → винов н ый;
- виновн ый → виновн ость .
В нашем примере вторая словообразовательная пара укажет, что производное прилагательное «виновный» является производящим для существительного «виновность». Его производящая основа стала более сложной по сравнению с исходным словом «вина».
Что такое словообразовательный разбор?
Уяснив, что такое производное, производящее слово и основа, теперь перейдем непосредственно к словообразовательному разбору слова.
Словообразовательный разбор слова нацелен на то, чтобы указать самую близкую однокоренную лексему, от которой оно было образовано. Результатом этого поиска является составление словообразовательной пары, определяющей соотношение производящего и производного слова.
Понаблюдаем:
- ходи ть → при ходить
- приходи ть → приход
Обычно, как указывалось ранее, производное слово отличается одной морфемой.
Выделив производящую основу исходного слова, сравним её с основой производного слова, в которой появился новый словообразовательный элемент — приставка, суффикс и т. д.
По тому, какая морфема участвовала в словообразовании, определим способ образования лексемы.
Способы образования слов | Примеры |
---|---|
текст → под текст
гна ть → до гнать
бел ый → бел изн а
паха ть → пах от а
сотвори ть → сотвор ени е
люд и → без люд н ый
долг ий → за долг о
дом → на дом ник
отдыха ть → отдых
зелен ый → зелень
супруг → супруга
как ой → какой- нибудь
чт о → что- то
где → где- либо
6. Сложение:
1) двух основ
2) двух основ + суффикс
3) сокращенных основ
4) начальных букв или звуков
пожар , опасн ый → пожароопасный
диван , кровать → диван-кровать
канат , ходи ть → канатоход ец
мор е, плава ть → мореплава тель
спец иальный кор респондент → спецкор
МХАТ, ОБСЕ, ЮНЕСКО
7. Слияние целых слов
густо, населенный → густонаселенный
мало, знакомый → малознакомый
8. Переход из одной части речи в другую
загорающие (сущ.) – загорающие (прич.) люди;
прохожий (сущ.) – прохожий (прил.) человек
Пропуск одной ступеньки в словообразовании (неверное определение производящего слова) влечет за собой ошибочное составление словообразовательной пары:
- ходить — приход; (ходить → приходить → приход);
- мир — примирение (мир → примирить → примирение);
- холод — холодноватый (холод → холодный → холодноватый).
Как следствие этого, словообразовательный разбор выполняется неверно.
Чтобы правильно его выполнить, предпримем несколько шагов.
Словообразовательный и морфемный разбор
Эти виды разбора слов близки между собой в том плане, что связаны с определением морфем в составе слова.
Следует не путать морфемный и словообразовательный разбор.
Морфемный разбор — это полное членение слова в любой грамматической форме на составляющие его морфемы:
монет к а — корень/суффикс/окончание
монет к ой — корень/суффикс/окончание.
При словообразовательном разборе слово сначала ставится в начальную форму.
Словообразовательный разбор предполагает поиск производящего слова, выделение производящей основы, указание только одной или более производящих морфем и способа образования производного слова.
Монет а → монет к а.
Слово «монетка» образовано суффиксальным способом от однокоренного существительного «монета».
Примеры словообразовательного разбора слов
Словообразовательный разбор обозначается цифрой 2 над словом.
Пример 1
В наш город приехали 2 артисты цирка.
- Приехали — н. ф. приехать;
- приеха ть — основа приеха-.
- ехать → приехать ;
- еха ть — производящая основа еха-.
- при- + еха ть = при ехать;
- приставочный способ образования.
Пример 2
На земляничной 2 полянке полно душистых ягод.
- земляничной — н. ф. земляничный;
- земляничн ый — основа земляничн-
- земляника → земляничный;
- земляник а — основа земляник-;
- земляник а + -н- = земляничный;
- суффиксальный способ образования.
Пример 3
- Удесятерить;
- удесятери ть — основа удесятери-;
- десять → десятеро → удесятерить;
- десятер о — основа десятер-;
- у — десятер- и -ть;
- приставочно-суффиксальный способ образования.
Как получаются новые слова?
Среди слов в русском языке есть те, которые ни от чего не образованы (дом, зима, лист), а есть те, которые произошли от других слов (домашний, зимородок, листочек). Основы первых называются непроизводными, основы вторых – производными. Как они произошли, изучают в 6 классе в теме «Словообразование».
Словообразование – это процесс получения нового слова от однокоренного. Новые слова образуются с помощью аффиксов – суффиксов и приставок.
Окончание не участвует в словообразовании; при анализе мы его просто игнорируем.
При словообразовании мы получаем новое слово с другим значением.
Способы образования новых слов в русском языке
При словообразовательном разборе слова необходимо указывать, как оно образовано. Существует несколько способов словообразования. Вот они.
Как сделать словообразовательный разбор
Записав разбираемое слово, необходимо выделить его основу (все слово без окончания).
Затем найти «папу» слова – ближайшего предшественника по словообразовательной цепочке. В нем обозначить производящую основу.
За один шаг может прибавиться одна приставка, или один суффикс, или одна приставка и один суффикс; по две приставки или два суффикса прибавиться за один раз не может.
Приведем пример. Представим себе такую словообразовательную цепочку: горох – горош-ин-а – горошин-к-а. «Папой» «горошинки» будет слово «горошина», а не «горох»: к основе «горошин-» прибавился суффикс –к-.
Следующим этапом будет определение аффикса (если он есть), с помощью которого образовано слово.
Последнее – записываем способ образования.
Примеры
Приведем примеры словообразовательного разбора слова.
Водопровод – вода + провод, сложение.
Что мы узнали?
Слова в русском языке могут образовываться несколькими способами (приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным, бессуффиксным, сложением, переходом из одной части речи в другую). При словообразовательном разборе надо определить производящую основу (от какого слова образовано), с помощью чего и каким способом образовано слово.
Тест по теме
Оценка статьи
Средняя оценка: 3.9 . Всего получено оценок: 610.
Не понравилось? – Напиши в комментариях, чего не хватает.
Содержание
- Как получаются новые слова?
- Способы образования новых слов в русском языке
- Как сделать словообразовательный разбор
- Примеры
- Что мы узнали?
Бонус
-
Тест по теме
- Мягкий знак после шипящих
- Мягкий знак перед согласной
- "Ы, И" после приставок
- Правописание "Н" и "НН" в суффиксах Словообразовательный разбор слова
- Образование формы слова
- Сложный план текста
- Приставочно-суффиксальный способ образования слов
- Суффиксальный способ образования слов
- Приставочный способ образования слов
- Правописание сложных слов
- Морфемика
- Исключения ПРЕ и ПРИ
- Гласные в приставках ПРИ и ПРЕ
показать все
По многочисленным просьбам теперь можно: сохранять все свои результаты, получать баллы и участвовать в общем рейтинге.
- 1. Алина Сайбель 869
- 2. Игорь Проскуренко 512
- 3. Кирилл Иванов 198
- 4. Денки Каминари 196
- 5. Ксения @@ 85
- 6. лерок сырок 82
- 7. Ирина Манакова 79
- 8. Кирилл Тучков 75
- 9. Станислав Пархомчик 75
- 10. Анастасия Ли 70
- 1. Мария Николаевна 14,095
- 2. Лариса Самодурова 13,610
- 3. Кристина Волосочева 13,480
- 4. Ekaterina 13,156
- 5. Liza 13,135
- 6. Юлия Бронникова 12,910
- 7. Darth Vader 12,541
- 8. TorkMen 12,416
- 9. Алина Сайбель 12,274
- 10. Влад Лубенков 11,850
Самые активные участники недели:
- 1. Виктория Нойманн – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 2. Bulat Sadykov – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 3. Дарья Волкова – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:
- 1. Наталья Старостина – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 2. Николай З – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 3. Давид Мельников – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.
Конспект урока для 6 класса к УМК М.Т. Баранова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_slovoobrazovatelnyy_razbor_slova_6_klass.docx | 23.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока «Словообразовательный разбор слова»
6 класс основной школы. Программа №1. Уровень подготовки учащихся:1/3 часть класса – учащиеся средней подготовки, 2/3 слабые.
Классический урок изучения новой словообразовательной темы. Программная тема: Словообразовательный разбор слова. Разговорная тема не заявлена.
Специальные цели урока : 1) повторить способы словообразования; 2) рассмотреть словообразовательный разбор слова, научиться отличать его от морфемного способа образования слова; 3) развивать практические навыки словообразовательного анализа слова; 4) уметь производить словообразовательный разбор слова; 5) попутное повторение орфографии, пунктуации, морфологии.
Общепредметные цели : 1) развивать логическое мышление учащихся; 2) умение самостоятельной работы с книгой.
Средства обучения, оборудование:
– Русский язык. Учебник для 6 кл./ М.Т. Баранов и др.- М., 1997
– Рукописные: а) опорная таблица и б) таблица-алгоритм.
1. Оргмомент. Здравствуйте, ребята! Запишите в тетрадях сегодняшнее число и новую тему урока «Словообразовательный разбор слова». Будем учиться отличать его от разбора слова по составу или морфемного.
Для начала проведем словарную пятиминутку.
На доске записаны шесть слов с непроверяемыми гласными. Давайте запишем эти слова к себе в тетради и будем проговаривать их.
( поскользнуться; сноровистость; оснащение; снарядиться; тарифицировать; растасовывать ).
- Записываем в тетрадь, подчеркиваем непроверяемые гласные, расставляем ударение, выделяем корни.
- Необходимо запомнить эти слова, как они пишутся.
- Ниже запишем эти же слова по слогам: по-сколь-знуть-ся; сно-ро-ви-сто-сть; о-сна-ще-ни-е; сна-ря-дить-ся;та-ри-фи-ци-ро-ва-ть; рас-та-со-вы-ва-ть.
- Значение слов: поскользнуться – оступиться на скользком месте или ошибиться, оступиться в каком-либо месте; сноровистость – это качество ловкого и расторопного человека, обладающего сноровкой в чем-нибудь; оснащение – от слова оснастить, т.е оборудовать снастями. Снабдить всеми необходимыми техническими средствами; снарядиться – устроить, снабдить всем нужным, готовить, улаживать, снаряжать; тарификация – франц. установление тарифа (система ставок, определяющая размер платы за различные услуги на основе той или иной классификации объектов обложения или оплаты); растасовывать – перебирать. Перекладывать, делать повторяющими движениями.
2. Повторение материала, базового для новой темы.
Учитель: на прошлом уроке мы изучали состав слова и словообразование. Давайте вспомним, какие способы словообразования существуют в русском языке? (от 1-го слова и от 2-х. Приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение с помощью гласн. о,е, бес соед.гласн., переход из 1 части речи в другую).
Учитель: Что такое морфема?(значащая часть слова); Какие морфемы вы знаете? (приставка, корень, суффикс, окончание, постфикс);
Посмотрите на слова, которые записаны на доске и определите, какими способами они образованы? Потемнеть (пристав.), автозаводской (суффикс.), соединять (пристав-суф.), переход (бессуфиксн.).
Теперь обратимся к таблице и повторим этапы разбора слова по составу. Что такое разбор слова по составу? (это выделение частей, из которых состоит слово).
Для определения окончания необходимо изменить слово и выделить изменяющуюся часть
Основа слова определяется с помощью отсечения окончания. Часть слова без окончания и является основой
Корень выделяется с помощью подбора однокоренных слов и является их общей частью
Суффикс выделяется путем подбора различных однокоренных слов, а также слов с аналогичными частями
Приставка определяется по схеме аналогичной определению суффикса
И разберем по составу слово улетают .
Учитель записывает слово на доске, учащиеся в тетрадь.
1. Окончание –ют. Улетают – улетает, улетаешь.
2. Основа слова –улета-.
3. Корень –лет- Улетают – прилет, прилететь, летать.
5. Приставка –у- Улетает – прилет, летать.
3. Сообщение нового материала.
Словообразовательный разбор слова- это выяснение того, как образовано данное слово, т. е. от чего и с помощью чего.
Посмотрим на таблицу плана словообразовательного разбора слова, которая вывешена на доске.
Дать толкование лексического значения анализируемого слова
Писатель – человек занятый написанием чего-либо
Сравнить состав анализируемого слова с однокоренными; выявить ту часть ( или части) слова, с помощью которой оно образовалось
Определить, от чего образовано слово
Писатель – от основы писа- слова писать
С помощью чего образовано и способ образования
Учитель записывает еще раз на доске слово улетают, проговаривая, ученики записывают в тетрадь.
- Словообразовательный анализ.
- Улетать – летя, направляться куда-нибудь.
- Улетать – улет, полет, прилетать, лететь, летать.
- Образовано с помощью приставки у- от основы слова «летать».
- Способ образования – приставочный.
Учитель: Ребята, откройте учебник на стр. 63 и прочитайте теорию параграфа 29.
1 ученик читает вслух определения. 2-й раз читают все про себя. Необходимо выучить определение порядок разбора за 2-3 минуты.
Вопрос: Чем отличается словообразовательный разбор слова от разбора слова по составу?(по составу: выделение окончания, основы, суффикса, приставки, корня, а словообразовательный разбор: это лексическое значение слова, нужно подобрать однокоренные слова, определить от чего образована основа слова).
На стр. 64 нашего учебника выполним упр. 163. Начертите такую же табличку у себя в тетрадях. Устно прокомментируем те примеры, которые даны в табличке, а остальные слова разберем все вместе. По цепочке.
Разбор слова по составу
Словообразовательный разбор слова
Сверхсекретный секретный
Завхоз заведующий хозяйством
Внештатный вне штата
Раскрасавиц красивый
Спецкор специальный корреспондент
Подгруппа группа
Предгрозовой перед грозой
Сбербанк сберегательный банк
Слова для разбора: внештатный, раскрасавиц, спецкор, подгруппа,
Сделаем вывод: Чем отличается разбор слова по составу от словообразовательного разбора? (по составу – выделение всех морфем; словообразовательный – выделение морфем, от которых образовалось данное слова).
Следующее упражнение выполним на доске, учитель диктует слова для разбора.
Задание: составьте словообразовательную цепочку по образцу. Ученики по очереди выходят и делают упражнение на доске.
Образец: Красноватенький- красноватый- красный.
Слова для выполнения задания: Доледниковый (ледниковый, ледник); пересоленный (соленный, соль); долголетие (долгий); сверхготовность (готовность); ненаучный (научный, наука); раскрасавец (красавец); бесчеловечный (человечность, человек).
Следующее упражнение, выполняется аналогично предыдущему. Его вы выполните самостоятельно, а потом проверим.
Восстановите слова, которые в словообразовательном ряду находились между исходными и полученным словом по образцу.
Образец учитель записывает на доске. Лесочек – лес; лесочек – лесок – лес.
Слова для выполнения упражнения:
Болезненность – боль (болезнь); приукрасить – красить (украсить); разговорчивость – говор(разговор); сверхзащитный – защита (защитный
* Задание 1-го уровня один ученик выполняет на доске. После которого получает отметку в журнал. Все остальные выполняют вместе с ним в тетрадях.
• Восстановите словообразовательную цепочку;
Задание на словообразовательный разбор слова. Ученики по желанию комментируют порядок разбора.
Разберем слово зеленоватый
- Зеленоватый- оттенок зеленого цвета.
- Зеленоватый – зеленый, образовано с помощью суффикса –оват-
- Основа зелен из слова зеленый.
- Суффиксальный способ словообразования.
Итоги урока : Сегодня мы познакомились со словообразовательным разбором слова и научились отличать его от разбора слова по составу. А также узнали, что из слов можно составить словообразовательные цепочки.
Учитель: ответьте на вопросы:
- какие пункты включает в себя словообразовательный разбор слова?
- А из каких частей состоит разбор слова по составу?
- Какие типы словообразования вам известны?
Происходит подсчет ответов учеников и выставление оценок за урок.
1.Теоретическое: Выучить определение словообразовательного разбора слова и запомнить пункты этого разбора. Учебник стр. 63., параграф 29.
2. Выполнить упражнение.
Разберите слова по составу и сделайте словообразовательный анализ следующих слов по образцу:
- Кипят-иль-ник
1.кипятильник- аппарат для кипячения воды;
2.кипятильник – кипятить (-иль-, -ник-);
3.основа образована от –кипяти- из слова кипятить.
Слова для разбора: наклейщик, разбрасыватель, уравновесить, доброжелательность, наконечник, безболезненный, добросить, разбрасывать, безделушка.
1. На-клей-щик
1) наклейщик – человек, который наклеивает что-либо на определенные поверхности.
3) основа –наклей из слова наклеить
2. Раз-брас-ыва-тель
- разбрасыватель – тот, кто разбрасывает какие-либо предметы.
- Разбрасывать (тель)
- Основа – расбрасыва- от слова бросать
3. У-равновес-ить
1) уравновесить – установить равный вес.
2) равновесие (ить).
3) основа –уравновеси- от слова равновесие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Для проведения урока использован дифференцированный материал с учетом национально-регионального компонента.
Конспект урока русского языка в 6 классе по теме: "Морфемный и словообразовательный разбор слов".
Данный урок является одним из заключительных в теме «Морфемный и словообразовательный разбор слова». Эта тема значима в курсе школьного предмета "Русский язык", поэтому систематизации и об.
2 четверть. Урок 45. Морфемный и словообразовательный разборы.
Презентация к уроку 45. Тема: Морфемный и словообразовательный разборы.
Урок обобщения знаний по теме "Словообразование" в 6 классе по УМК Ладыженской.
Презентация к уроку обобщение материала по теме "Словообразование" 6 класс по УМК Ладыженской.