Вы пишете почти без ошибок

1. В глаголах прошедшего времени перед суффиксом –л– пишется та же гласная, что и в неопределённой форме:

2. Если в первом лице ед. числа глагол оканчивается -ую(-юю), пишется -ова-(-ева-): командую, горюю. Если в первом лице ед. числа глагол оканчивается не на -ую(-юю), суффикс сохраняется: рассказываю, проветриваю.

3. Суффикс –ва– всегда ударный:

4. Суффиксы -е-, -и- в глаголах с приставкой обез- (обес-).

Переходные глаголы с приставкой обез- (обес-) имеют в неопределённой форме и в прошедшем времени суффикс –и-, а непереходные — суффикс –е-: кого-либо, самому.

Глаголы обеспамятеть, обезголосеть, обеззубеть являются только непереходными и всегда пишутся с суффиксом –е-.

Глаголы обезжирить, обездушить, обеззаразить, обезобразить, обезвредить, обезглавить, обесславить, обессмертить, обесценить, обессолить являются только переходными и всегда пишутся с суффиксом –и-.

5. В глаголах с приставкой о- пишется составной суффикс –енеть:

6. В глаголах повелительного наклонения независимо от спряжения пишется суффикс –и-:

Личные окончания глаголов

1. Учебник, стр. 84.

2. Глаголы хотеть, бежать, брезжить — разноспрягаемые, то есть имеют окончания I и II спряжений: глагол хотеть в ед. числе изменяется по I спр. ( ), во мн. числе — по II спр. ( ); глагол бежать в 3-м лице мн.ч. имеет окончание -ут ( ), в остальных формах — окончания II спр. ( ) глагол брезжить имеет только две формы — 3-е лицо ед.ч. ( ) 3-е лицо мн.ч. ( ).

3. Необходимо различать в написании близкие по звучанию безударные окончания будущего времени –ете и повелительного наклонения -ите: .

4. Правописание глаголов на –ться, -тся. (см. учебник стр. 85)

III. Проверка знаний. Отработка умений и навыков

Упр. 170 (I), упр. 169 (II)

2. Индивидуальные задания.

Карточка № 1

— Спишите, вставляя пропущенные буквы.

1) Уже тает снег, бегут ручьи, в окно пове..ло весною (Плещеев). 2) Собакевич шеей не вороч..л вовсе (Н. Гоголь). 3) Напрасно ты её обид..л (М. Горький). 4) Отец его команд..вал сперва бригадой, потом дивизией (И. Тургенев). 5) Но Хорь не всё рассказ..вал, он сам меня расспраш..вал о многом (И. Тургенев). 6) Никто не мог сравниться с Ермолаем в искусстве дост..вать руками раков, отыск..вать по чутью дичь, подман..вать перепелов, вынаш..вать ястребов, добывать соловьёв (И. Тургенев).

Карточка № 2

— Составьте предложения со следующими глагольными формами.

Вспашите — вспашете, поддержите — поддержите, выходите — выходите, пишите — пишете, свистните — свистнете.

Объяснительный диктант.

— Объяснить правописание глаголов:

1) Вы пишете почти без ошибок. 2) Выпишите из статьи нужные вам цифры. 3) Вспомните правило и приведите пример. 4) Когда вспомните о нас, черкните несколько слов. 5) Не будете закаляться — не вынесете всех трудностей похода. 6) Немедленно вынесите из комнаты все лишние вещи. 7) Не дерните случайно рычаг. 8) Не захотите подниматься наверх — крикните в окно. 9) Вас услышат, если вы крикнете погромче. 10) Стукните в дверь посильнее: хозяйка глуховата. 11) После того как стукнете, подождите немного.

IV. Самостоятельная работа

1. Какой форме глагола соответствует написание -ться?

а) Инфинитиву (неопред. форме)

б) Форме 3-го лица

2. В каком словосочетании в глагольной форме пишется –тся?

а) Расстат..ся трудно с другом.

б) Со слезами расстаёт..ся с другом.

3. Укажите примеры, в которых глагол стоит в форме 3-го лица и пишется с –тся.

а) Кое-где только светят..ся узенькие окна. (Н. Гоголь.)

б) Меж тем Руслан далёко мчит..ся. (А. С. Пушкин.)

в) Желая светлым днём вполне налюбоват..ся, орёл по поднебесию летал. (И. Крылов.)

4. Частица не с глаголами пишется раздельно. Есть ли исключения из этого правила?

б) Да. Это глаголы, включающие приставку недо- со значением неполного, недостаточного действия.

в) Да. Это глаголы, без не не употребляющиеся.

5. Какие глаголы пишутся слитно с не?

а) (Не)домогать, (не)годовать, (не)навидеть.

б) (Не)догнать, (не)годиться, (не)накрывать.

6. Какие глаголы пишутся раздельно с не?

1) (Не)доехать, (не)переправляться, (не)решить.

2) (Не)досолить суп, (не)достаёт зарплаты, (не) довыполнить задание.

7. Какая гласная буква пишется в глаголах се..л, ве..л, ре..л?

8. В каком глаголе пишется а?

а) Кле..л автомобиль.

9. Пишется ли ь в глаголах?

Главная > Урок

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

4. Индивидуальные задания

(В)проголодь, (чуть)чуть, (с)размаху, (крест)накрест, (на)двое, (во)первых, (на)прокат, (на)смарку, (в)обнимку, (по)человечески, (худо)бедно, (до)упаду, (в)полголоса, (черес)чур, честь(по)чести, (на)бок, (по)итальянски, (по)боку.

Впроголодь, чуть-чуть, с размаху, крест-накрест, надвое, во-первых, напрокат, насмарку, в обнимку, по-человечески, худо-бедно, до упаду, вполголоса, чересчур, честь по чести, на бок, по-итальянски, побоку.

Говорить (по)французски, тепло (по)летнему, (по)осеннему небу, встретить (по)дружески, устроиться (по)походному, ползти (по)пластунски, разлившаяся (по)весеннему река, плакать (по)ребячьи, (по)настоящему договору, пригревало (по)настоящему.

Говорить по-французски, тепло по-летнему, по осеннему небу, встретить по-дружески, устроиться по-походному, ползти по-пластунски, разлившаяся по-весеннему река, плакать по-ребячьи, по настоящему договору, пригревало по-настоящему.

Переночуем где(нибудь), сделал кое(как), темно(синее) платье, (во)первых, говорил (по)латыни, получил (давным)давно, смотрел (в)глубь, (в)глубь моря, увидел (в)дали, (в)дали голубой, держать (в)тайне, вернулся (на)утро, (на)утро не найдётся.

Переночуем где-нибудь, сделал кое-как, темно-синее платье, во-первых, говорил по-латыни, получил давным-давно, смотрел вглубь, в глубь моря, увидел вдали, в дали голубой, держать втайне, вернулся наутро, на утро не найдётся.

I V . Итоги урока

— Расскажите об условиях слитного написания наречий.

— Расскажите об условиях раздельного написания наречий.

— Расскажите об условиях дефисного написания наречий.

Мягкий знак на конце слов после шипящих

Закрепить навыки правописания мягкого знака в различных частях речи; развитие монологической речи.

I . Проверка домашнего задания

1. Опрос. (Два ученика готовятся у доски.)

— Рассказать об условиях слитного и раздельного написания наречий.

— Рассказать об условиях дефисного написания наречий.

2. Работа по вариантам.

• 1-2-й ряды проверяют упр. 199 «по цепочке».

• 3-й ряд выполняет синтаксический разбор предложения:

Вадим круто повернул в сторону, отбежал прочь, слез, привязал коня к толстой берёзе и сел на землю. (М. Ю. Лермонтов)

Вадим круто повернул в сторону , отбежал прочь , слез , привязал коня к толстой берёзе и сел на землю . (Повест., невоскл., простое, двусост., распр., полное, осложнено однородными сказуемыми).

Схема:

II. Работа по теме урока

1. Фронтальный опрос.

— Почему в слове прочь пишется мягкий знак?

— Что вы помните о написании мягкого знака на конце слов после шипящих?

Делаем выводы и заполняем таблицу «Мягкий знак после шипящих»:

Читайте также:  Увеличьте частоту центрального процессора до 2850 mhz

В существительных 3-го скл. женского рода ( ро жь , мо щь )

а) неопред. формы ( зале чь , пе чь пирог )

б) 2-го лица, ед. числа ( думае шь , пише шь )

в) повелит. наклонения ( пла чь громче )

В наречиях ( вска чь , насте жь )

Исключения: у ж , заму ж , невтерпё ж

В частицах ( ви шь , ли шь , и шь )

а) 2-го скл. мужского рода ( ме ч , но ж )

б) мн. числа родит. падежа ( лу ж , гру ш )

В кратких прилагательных ( дрему ч , колю ч )

III. Проверка знаний. Отработка умений и навыков

1. Комментированное письмо. Упр. 191.

С мягким знаком

Без мягкого знака

Прилечь, читаешь, идёшь, задумаешься, не плачь, не плачьте, извлечь, отрежьте, ешь, можешь, растолочь, стеречь, назначьте, печь, отрежь, придёшь, смеёшься.

Горячая печь, ночь, брешь, молодёжь, мощь, тишь, мышь, речь, картечь, вещь, мелочь, глушь, чушь, упряжь.

Сплошь, прочь, невмочь, навзничь, лишь, настежь.

Меч, грош, нож, ёж, детский плач, товарищ, хвощ, луч, много туч, сто тысяч, свеж, сторож, груш, грош, пахуч, печка, печной, мощный, жгуч, сто душ, ландыш, замуж, падеж, рубеж, чертёж, падёж.

2. Индивидуальные задания.

— Вставьте пропущенные буквы:

Горяч. доч. обжеч..ся, зареж. кулич. мелоч. острич. сплош. тон..ше, уж. фальш. вскач. вояж. глуш. пейзаж. проч. свар..щик, убереч..ся, тягуч. январ..ский, платёж. пожарищ. стриж. воз..меш. колюч. ёж. испеч. кон..чик, ералаш. невтерпёж.. .

Горяч, дочь, обжечься, зарежь, кулич, мелочь, остричь, сплошь, тоньше, уж, фальшь, вскачь, вояж, глушь, пейзаж, прочь, сварщик, уберечься, тягуч, январский, платёж, пожарищ, стриж, возьмешь, колюч, ёж, испечь, кончик, ералаш, невтерпёж.

— Вставьте пропущенные буквы:

Ноч. камен..щик, куч. вет..ви, клян..чить, среж. тон..чайший, бережёш..ся, зон..тик, брич..ка, щёлоч. биш. стрич..ся, декабр..ский, свеч..ка, брош. пил..щик, сроч..ный, ден..-ден..ской, плющ. мел..чайший, хрящ. кумач. наотмаш. навзнич. замуж. горяч. молодёж. сторож. невмоч. с плеч. хорош. умнож..те, назнач..те.

Ночь, каменщик, куч, ветви, клянчить, срежь, тончайший, бережёшься, зонтик, бричка, щёлочь, бишь (частица), стричься, декабрьский, свечка, брошь, пильщик, срочный, день-деньской, плющ, мельчайший, хрящ, кумач, наотмашь, навзничь, замуж, горяч, молодёжь, сторож, невмочь, с плеч, хорош, умножьте, назначьте.

3. Самостоятельная работа.

— Отметьте номера слов, в которых пишется мягкий знак.

1) В..едливый, 2) из..явить, 3) из..ять, 4) бел..этаж, 5) фортеп..яно, 6) ад..ютант, 7) н..юанс, 8) девят..ю, 9) зав..южить, 10) интерв..юер, 11) ос..миног, 12) п..едестал, 13) кинос..ёмка, 14) тепло..ёмкий, 15) транс..европейский, 16) трет..егодний, 17) трёх..ярусный, 18) четырёх..этажный, 19) пас..янс, 20) шампин..он.

Ответы: 4, 5, 8. 9, 10, 11, 12, 16, 19, 20.

— Отметьте номера слов, в которых пишется мягкий знак.

1) Ал..труист, 2) необходимо бросит..ся, 3) ведёш. 4) гореч. 5) горяч. 6) ералаш. 7) жеч..ся, 8) замуж. 9) зареж. 10) июн..ский, 11) январ..ский, 12) клян..чить, 13) кулич. 14) мелоч. 15) наотмаш. 16) настеж. 17) острич. 18) сплош. 19) тон..ше, 20) явиш..ся.

Ответы: 1, 2, 3, 4, 7, 9, 10, 14-20.

— Отметьте номера слов, в которых пишется мягкий знак.

1) Вскач. 2) говориш. 3) вояж. 4) залеч. 5) изречёш. 6) любуеш..ся, 7) макияж. 8) назнач. 9) пейзаж. 10) проч. 11) нет стрельбищ. 12) свар..щик, 13) бетон..щик, 14) тягуч. 15) тянеш..ся, 16) держиш..ся, 17) несколько крыш. 18) отсроч..ка, 19) отсроч..те, 20) с..ешьте.

Ответы: 1, 2, 4, 5, 6, 8, 10, 15, 16, 19.

I V . Итоги урока

Я стал подниматься на Безобдал гору, отделяющ у ю Груз и ю от древн е й Армен и и. Широк а я дорога, осенё нн ая дерев ь ями, извивае т ся около горы. На вершин е Безобдала я проехал сквозь малое ущель е , называ е мое, каже т ся, Волчь и ми Воротами, и оч у тился на естестве нн ой границ е Грузи и . Мне представились новые горы, новый г о ризонт; подо мною ра с ст и лались злачные, зелёные нивы. Я взгл я нул ещё раз на она опалё нн ую Грузию и стал спускат ь ся по отлог о му скл о ну горы к свеж и м р а внинам Армении. С неописа нн ым удовольствием заметил я , что зной вдруг уменьш и лся : климат был другой . (Повеств., невоскл., сложное, с разными видами связи: 1 и 2 — сложноподчинённая, 1 и 3 — бессоюзная: причина и следствие; 1 — главное, двусост., распр., полное, неосложн.; 2 — придат. изъясн., двусост., распр., полное, неосложн.; 3 — двусост., не распр., полное, неосложн.)

— В каких частях речи пишется мягкий знак после шипящих?

— В каких частях речи не пишется мягкий знак после шипящих?

Составить словарный диктант (объём —40 слов) по теме урока.

Закрепить навыки правописания глаголов.

I . Проверка домашнего задания

1. Словарный диктант. (Звучит диктант, составленный одним из учащихся дома; объясняется правописание ь после шипящих.)

Спишите текст. Вставьте недостающие знаки препинания.

В первых 3 предложениях выделите все члены предложения.

Выполните синтаксический разбор последнего предложения.

Ответы к упражнению:

— В данном тексте найдите глаголы, назовите признаки, по которым вы определили эту часть речи.

— Какие орфограммы, связанные с правописанием глаголов, вы встретили в данном тексте?

II. Работа по теме урока

Правописание безударных гласных в суффиксах глаголов

1. В глаголах прошедшего времени перед суффиксом – л – пишется та же гласная, что и в неопределённой форме:

2. Если в первом лице ед. числа глагол оканчивается -ую(-юю), пишется -ова-(-ева-): — командую , — горюю . Если в первом лице ед. числа глагол оканчивается не на -ую(-юю), суффикс сохраняется: — рассказываю , — проветриваю.

3. Суффикс – ва – всегда ударный:

4. Суффиксы -е-, -и- в глаголах с приставкой обез- (обес-).

Переходные глаголы с приставкой обез- (обес-) имеют в неопределённой форме и в прошедшем времени суффикс – и -, а непереходные — суффикс – е -: кого-либо, самому.

Глаголы обеспамятеть, обезголосеть, обеззубеть являются только непереходными и всегда пишутся с суффиксом – е -.

Глаголы обезжирить, обездушить, обеззаразить, обезобразить, обезвредить, обезглавить, обесславить, обессмертить, обесценить, обессолить являются только переходными и всегда пишутся с суффиксом – и -.

5. В глаголах с приставкой о- пишется составной суффикс – енеть :

6. В глаголах повелительного наклонения независимо от спряжения пишется суффикс – и -:

Личные окончания глаголов

1. Учебник, стр. 84.

2. Глаголы хотеть, бежать, брезжить — разноспрягаемые, то есть имеют окончания I и II спряжений: глагол хотеть в ед. числе изменяется по I спр. (), во мн. числе — по II спр. (); глагол бежать в 3-м лице мн.ч. имеет окончание -ут (), в остальных формах — окончания II спр. () глагол брезжить имеет только две формы — 3-е лицо ед.ч. () 3-е лицо мн.ч. ().

Читайте также:  Как открыть свою библиотеку в steam другу

3. Необходимо различать в написании близкие по звучанию безударные окончания будущего времени – ете и повелительного наклонения -ите: .

4. Правописание глаголов на – ться, -тся . (см. учебник стр. 85)

III. Проверка знаний. Отработка умений и навыков

1. Упр. 170 ( I ), упр. 169 ( II )

2. Индивидуальные задания.

— Спишите, вставляя пропущенные буквы.

1) Уже тает снег, бегут ручьи, в окно пове..ло весною ( Плещеев ). 2) Собакевич шеей не вороч..л вовсе ( Н. Гоголь ). 3) Напрасно ты её обид..л ( М. Горький ). 4) Отец его команд..вал сперва бригадой, потом дивизией ( И. Тургенев ). 5) Но Хорь не всё рассказ..вал, он сам меня расспраш..вал о многом ( И. Тургенев ). 6) Никто не мог сравниться с Ермолаем в искусстве дост..вать руками раков, отыск..вать по чутью дичь, подман..вать перепелов, вынаш..вать ястребов, добывать соловьёв ( И. Тургенев ).

— Составьте предложения со следующими глагольными формами.

Вспашите — вспашете, поддержите — поддержите, выходите — выходите, пишите — пишете, свистните — свистнете.

3. Объяснительный диктант.

— Объяснить правописание глаголов:

1) Вы пишете почти без ошибок. 2) Выпишите из статьи нужные вам цифры. 3) Вспомните правило и приведите пример. 4) Когда вспомните о нас, черкните несколько слов. 5) Не будете закаляться — не вынесете всех трудностей похода. 6) Немедленно вынесите из комнаты все лишние вещи. 7) Не дерните случайно рычаг. 8) Не захотите подниматься наверх — крикните в окно. 9) Вас услышат, если вы крикнете погромче. 10) Стукните в дверь посильнее: хозяйка глуховата. 11) После того как стукнете, подождите немного.

I V . Самостоятельная работа

1. Какой форме глагола соответствует написание -ться ?

а) Инфинитиву (неопред. форме)

б) Форме 3-го лица

2. В каком словосочетании в глагольной форме пишется – тся ?

а) Расстат..ся трудно с другом.

б) Со слезами расстаёт..ся с другом.

3. Укажите примеры, в которых глагол стоит в форме 3-го лица и пишется с – тся .

а) Кое-где только светят..ся узенькие окна. ( Н. Гоголь .)

б) Меж тем Руслан далёко мчит..ся. ( А. С. Пушкин .)

в) Желая светлым днём вполне налюбоват..ся, орёл по поднебесию летал. ( И. Крылов .)

4. Частица не с глаголами пишется раздельно. Есть ли исключения из этого правила?

б) Да. Это глаголы, включающие приставку недо- со значением неполного, недостаточного действия.

в) Да. Это глаголы, без не не употребляющиеся.

5. Какие глаголы пишутся слитно с не ?

а) (Не)домогать, (не)годовать, (не)навидеть.

б) (Не)догнать, (не)годиться, (не)накрывать.

6. Какие глаголы пишутся раздельно с не ?

1) (Не)доехать, (не)переправляться, (не)решить.

2) (Не)досолить суп, (не)достаёт зарплаты, (не) довыполнить задание.

7. Какая гласная буква пишется в глаголах се..л, ве..л, ре..л ?

8. В каком глаголе пишется а ?

а) Кле..л автомобиль.

9. Пишется ли ь в глаголах?

а) Молчиш. заиграеш.. .

б) Скроеш..ся, проговориш..ся.

10. Укажите глаголы I спряжения.

а) Леп..т, смотр..шь, завис..т, леч..м, держ..те.

б) Просе..т, стел..шь, зелене..т, красне..те, ропщ..т.

11. Глаголы какого спряжения даны в словосочетаниях?

а) Верт..шь головой.

б) Бре..шься по утрам.

12. В каких глаголах повелительного наклонения следует писать ь ?

13. Надо ли в глаголах повелительного наклонения спряч. спряч..ся, спряч..тесь писать ь ?

а) Писать ь надо.

б) Писать ь не надо.

14. Если при изменении глагола сохраняется суффикс -ыва-, -ива- в 1-м лице ед. ч., то в прошедшем времени и в неопределённой форме он также пишется. Какие глаголы отвечают этому правилу?

а) Развинч..вать, прикруч..вал, отворач..вался.

б) Протанц..вал, разрис..вал, завед..вал.

15. Найдите глаголы с суффиксами -ова-, -ева-.

1) Рассказ..вать, наста..вал, заинтересов..вать.

2) Облиц..вать, продикт..вать, посовет..вал.

9. — а) да, б) да; 10. — б);

11. — а) II спряжения, б) I спряжения, в), г) разноспрягаемые;

— Расскажите о правописании гласных е, и в суффиксах глаголов с приставкой обез-(обес-).

— В каких глаголах пишется составной суффикс – енеть ?

Идёт приём заявок

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Министерство образования Рязанской области

Филиал Областного государственного бюджетного

профессионального образовательного учреждения

«Рязанский педагогический колледж» в г. Касимове

ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

НА 1 КУРСЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

49.02.01 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

НА ТЕМУ: «ПРАВОПИСАНТИЕ ГЛАГОЛОВ»

Разработчик: преподаватель русского языка и литературы

Валентина Михайловна Гусынина

Цель: Закрепить навыки правописания глаголов, навыки словообразовательного и таксического разборов; совершенствовать методы повышения функциональной грамотности; анализировать, синтезировать и аргументировать учебный материал; мыслить критически и творчески; выступать перед аудиторией; использовать полученный материал в жизненных и профессиональных ситуациях.

 . Проверка домашнего задания

1.Упр.240 (  ) Закрепление темы «Правописание суффиксов прилагательных».

2. Словарный диктант.

Стекля нн ая дверь, серебря н ое колечко, ветре н ый день, безветре нн ая погода, багря н ый закат, ю н ый дизайнер, лебеди н ая стая, лекарстве нн ое растение, смета нн ый соус, телефо нн ый разговор, бритве нн ый прибор, кожа н ый диван, искусстве нн ый шёлк.

3. Творческое задание.

Составить предложение с причастным оборотом, используя словосочетания из словарного диктанта.

4. Синтаксический разбор предложения.

Константин Паустовский, написавший рассказ «серебряное колечко», часто приезжал в Тарусу и отдыхал на Оке.

(предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, осложнено обособленным причастным оборотом и однородными сказуемыми, полное, членимое).

5. Словообразовательный и морфемный разбор слова «написавший»

Написавший  написать + вш ; написавший .

6. Фонетический разбор слова «рассказ».

Рассказ [рассказ] – 2 слога, 2-ой ударный, 7 букв, 6 звуков, 2 гласных, 4 согласных.

 . Работа по теме урока «Правописание глаголов»

1. Объявление темы.

2. Учебник, § 50 , с . 180 .

3. Эвристическая беседа с элементами объяснения.

– Что называется спряжением глаголов?

Изменение глаголов по лицам и числом

в настоящем и будущем времени.

– Какие глаголы относятся к  спряжению?

Все глаголы на – ить (кроме брить, стелить),

11 глаголов – исключений: смотреть, видеть,

ненавидеть, обидеть, зависеть, терпеть,

вертеть (7 глаголов на – еть); слышать,

дышать, гнать, держать (4 глагола на – ать).

– Какие глаголы относятся к  спряжению?

Все остальные глаголы на – ать, -оть,-уть и т. д.

– Как определить спряжение глаголов?

В ударных личных окончаниях в соответствии

с произношением. В безударных – по

– Какие окончания у глаголов  ,  спряжения?

– Что нужно делать, чтобы не ошибиться в написании формы 3-го лица и неопределённой формы возвратных глаголов?

Читайте также:  Java not a statement ошибка

Надо использовать подстановку вопросов что делает? Что

сделает? И что делать? Что сделать? Если глагол отвечает

На вопрос что делает? – это форма 3-го лица, например:

они (что сделает?) подготовятся к экзаменам.

Он (что делает?) учится в педагогическом колледже.

Если глагол отвечает на вопрос что делает? (что сделает?) – это неопределённая форма глагола, например:

1). Он начал (что делать?) учиться на дизайнерском отделении.

2). Необходимо (что сделать?) подготовиться к экзаменам.

Примечание (записать!) от глагола «удаться» форма 3-го лица единственного числа – удаётся. Она употребляется в безличных предложениях, например:

нам удастся поехать на экскурсию в Третьяковскую галерею.

– Когда буква ь пишется в глаголах?

В неопределённой форме глагола;

в окончаниях 2-го лица единственного числа,

например; встречаешь, встретишь, встретишься;

в повелительном наклонении, например: приготовь, приготовьте.

Примечание. От глагола «лечь» формы повелительного наклонения – ляг, лягте.

Учитель. Следует различать формы 2-го лица множественного числа глаголов  спряжения и повелительного наклонения: в изъявительном наклонении пишется –ете, в повелительном – ите, например:

Что вы пиш ете ? (  спряжение, изъявительное наклонение)

Пиш ите немного быстрее! (повелительное наклонение).

В глаголах повелительного наклонения независимо от спряжения пишется суффикс -и-: вытрите, дышите.

– Какая гласная пишется в основах глаголов прошедшего времени перед суффиксом -л- ?

В основах глаголов прошедшего времени перед суффиксом -л- пишется та же гласная, что и перед -ть в неопределённой форме, например: сеял (сеять), видел (видеть), клеил (клеить).

Учитель. Если в первом лице единственного числа глагол оканчивается на -ую (-юю), то пишется суффикс – ова (-ева): командовать – командую, горевать – горюю. Если в первом лице единственного лица глагол оканчивается не на –ую(-юю), то суффикс -ива(-ыва) сохраняется:

рассказывать – рассказываю, проветривать – проветриваю.

Суффикс -ва- всегда ударный: разби ва ть – разби ва ю.

Переходные глаголы с приставкой обез- (обес-) имеют в неопределённой форме и в прошедшем времени суффикс -и-, а непереходные-суффикс -е-:

обессил и ть (кого-либо) – обессил е ть (самому).

Глаголы «обеспамятеть», «обезголосеть», «обеззубеть» являются только переходными и всегда пишутся с суффиксом .

Глаголы «обезжирить»; «обездушить»; «обеззаразить»; «обезобразить»;

«обезвредить»; «обезглавить»; «обесславить»; «обессмертить»; «обесценить»; «обессловить» являются только переходными и всегда пишутся с суффиксом -и-.

В глаголах с приставкой -о- пишется составной суффикс -енеть : одеревенеть, остолбенеть.

– Как пишется не с глаголами?

Не пишется с глаголами раздельно, например: не читать, не читал, не читаю. Исключение составляют глаголы, которые не употребляются без не : не навидеть, не взлюбить, не годовать.

Учитель. Глаголы с частицей не надо отличать от глаголов с приставкой недо -, которая указывает на неполноту действия, на то, что действие совершается ниже положенной нормы, например:

Недосолить = мало солить, недоплатить = не полностью оплатить, сравни: они часто недоедали = плохо питались. – Больной часто не доедал обеда = не съедал всего обеда.

V. Проверка знаний. Отработка умений и навыков

2.Индивидуальные задания (работа по карточкам).

– Спишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Уже тает снег, бегут ручьи, в окно пове..ло весною. 2. Собакевич шеей не вороч..л вовсе. 3. Напрасно ты её обид..л. 4. Отец его команд..вал сперва бригадой, потом дивизией. 5. Но Хорь не всё рассказ..вал, он сам меня расспраш..вал о многом. 6. Никто не мог сравниться с Ермолаем в искусстве дост..вать руками раков, отыск..вать по чутью дичь, подман..вать перепелов, вынаш..вать ястребов, добывать соловьёв.

– Составьте предложения со следующими глагольными формами.

Вспашите – вспашете, поддержите – поддержите, выходите – выходите, пишите – пишете, свисните – свиснете.

3. Объяснительный диктант.

– Объяснить правописание глаголов:

1) Вы пиш е те почти без ошибок. 2) Выпиш и те из статьи нужные вам цифры. 3) Вспомн и те правило и привед и те пример. 4) Когда вспомн и те о нас, черкн и те несколько слов. 5) Не будете закаляться – не вынес е те всех трудностей похода. 6) Немедленно вынес и те из комнаты все лишние вещи. 7) Не дёрн и те случайно рычаг. 8) Не захотите подниматься наверх – крикн и те в окно. 9) Вас услышат, если вы крикн е те погромче. 10) Стукн и те в дверь посильнее: хозяйка глуховата. 11) После того как стукн е те, подождите немного.

1. Какой форме глагола соответствует написание -ться?

а) инфинитиву (неопред. форме);

б) форме 3-го лица.

2. В каком словосочетании в глагольной форме пишется -тся?

а) расстат..ся трудно с другом;

б) со слезами расстаёт..ся с другом.

3. Укажите примеры, в которых глагол стоит в форме 3-го лица и пишется с -тся.

а) кое-где только светят..ся узенькие окна.

б) меж тем Руслан далеко мчит..ся.

в) желая светлым днём вполне налюбоват..ся, орёл по поднебесию летал…

4. частица не с глаголами пишется раздельно. Есть ли исключения из этого правила?

б) да. Это глаголы, включающие приставку недо- со значением неполного, недостаточного действия;

в) да. Это глаголы, без не не употребляющиеся.

5. Какие глаголы пишутся слитно с не ?

а) (не)домогать, (не)годовать, (не)навидеть;

б) (не)догнать, (не)годиться, (не)накрывать.

6. Какие глаголы пишутся раздельно с не ?

а) (не)доехать, (не)переправляться, (не)решить;

б) (не)досолить суп, (не)достаёт зарплаты, (не)довыполнить задание.

7. Какая гласная буква пишется в глаголах се..л, ве..л, ре..л?

а) кле..л автомобиль;

а) молчиш. заиграеш..;

б) скроеш..ся, проговориш..ся.

10. укажите глаголы спряжения.

а) леп..т, смотр..шь, завис..т, леч..м, держ..те;

б) просе..т, стел..шь, зелене..т, красне..т, ропщ..т.

11. Глаголы какого спряжения даны в словосочетаниях?

а) верт..шь головой;

б) бре..шься по утрам;

12. В каких глаголах повелительного наклонения следует писать ь ?

13. Надо ли в глаголах повелительного наклонения спряч. спряч..ся, спряч..тесь писать ь ?

а) писать ь надо;

б) писать ь не надо.

14. Если при изменении глагола сохраняется суффикс -ыва-, -ива- в 1-м лице ед. ч., то в прошедшем времени и в неопределённой форме он также пишется. Какие глаголы отвечают этому правилу?

а) развинч..вать, прикруч..вал, отворач..вался;

б) протанц..вал, разрис..вал, завед..вал.

15. Найдите глаголы с суффиксами -ова-,-ева-.

а) рассказ..вать, наста..вал, заинтересов..вать;

б) облиц..вать, продикт..вать, посовет..вал.

– Расскажите о правописании гласных е, и в суффиксах глаголов с приставкой обез-(обес-) .

– В каких глаголах пишется составной суффикс –енеть ?

– Как можно использовать полученные знания по теме в жизненных и профессиональных ситуациях?

Грамотно говорить, оформлять документы, дизайн –

Оцените статью
ПК Знаток
Добавить комментарий

Adblock
detector