- Содержание
- Технология [ править | править код ]
- Поддержка в играх [ править | править код ]
- Прекращение поддержки [ править | править код ]
- Простой компьютерный блог для души)
- Драйвер NVIDIA 3D Vision — что это, нужен ли он?
- Как включить?
- Сбой при установке
- Где скачать?
- Заключение
- Во всём виноват «Аватар»
- Как это работало?
- Сложности настройки и куча багов
- Революции не будет
- Вся надежда на VR?
Nvidia 3D Vision — технология стереоскопического проецирования, разработанная компанией Nvidia. Является последующим развитием более ранней технологии «3D Stereo Driver».
Содержание
Технология [ править | править код ]
В технологии NVIDIA 3D Vision используется затворный метод разделения изображений для левого и правого глаз. Изображения проецируются поочередно, а в активных очках смонтированы ЖК-затворы, которые синхронно с проектором поочередно закрываются, позволяя каждому глазу видеть только своё изображение. Сигнал синхронизации передаётся на очки посредством инфракрасного излучения или через провод USB (зависит от модели очков). Для получения 3D-изображения необходим монитор или проекторы, поддерживающий частоту 120 Гц, ПК с графическим процессором NVIDIA GeForce и одна или несколько пар очков NVIDIA 3D Vision.
Так как в настоящий момент не существует общепринятого программного стандарта для рендеринга стереопар, большинство приложений и игр сами по себе не способны обеспечить стереоэффект. Эту задачу берёт на себя драйвер видеокарты, способный перехватывать вызовы графического API и отрисовывать кадры сразу с двух точек зрения (вместо одной), соответствующих глазам наблюдателя. Однако некоторые игры (такие как обе части Trine, Metro 2033 и другие) были разработаны с учётом требований технологии, что исключает появление каких-либо визуальных артефактов, позволяет настраивать параметры эффекта (глубина изображения, расстояние между глазами и т. п.).
Поддержка в играх [ править | править код ]
В 2008 году, после выхода Windows Vista, компания полностью переписала свой стерео-драйвер под новые требования операционной системы, убрав из него поддержку всех старых игр, созданных с использованием технологий OpenGL, DirectX 8 и младше.
Таким образом, 3D Vision поддерживает только новые игры, вышедшие после 2002 года и использующие технологии DirectX. Стерео-режим в остальных случаях возможен только с использованием старого оборудования и программного обеспечения, выпущенных до 2008 года.
Прекращение поддержки [ править | править код ]
3 марта 2019 Nvidia заявила о прекращении дальнейшей поддержки и развития 3DVision. Последний драйвер, который ещё содержит в себе данную технологию – версия 419.67.
Простой компьютерный блог для души)
Современный игровой процесс сегодня нечто больше, чем просто игра. Виртуальный мир, сражения, миссии, игроки, персонажи — чем выше качество картинки, прорисовки, мельчайших деталей, тем захватывающая игра. Производители постоянно совершенствуют свои аппаратные и программные решения повышения качества видео, спец-эффектов в игре.
Драйвер NVIDIA 3D Vision — что это, нужен ли он?
NVIDIA 3D Vision — фирменная технология, обеспечивающая картинку в стереоскопическом 3D-формате. Разработана специально для видеокарт NVIDIA. Игра и монитор должны поддерживать 3D (в принципе логично).
Включает в себя обновленные геймерские очки с увеличенными на 20% линзами, активным затвором, первоклассной оптикой, обеспечивающие расширенную видимую сцену с минимальным проникновением постороннего света.
Очки используют технологию NVIDIA 3D LightBoost, обеспечивающая двукратное увеличение яркости, уменьшая раздвоение 3D изображения, положительно сказывающееся на игровом процессе, просмотре видео в 3D-измерении. Важно! Для работы технологии требуется монитор, поддерживающий NVIDIA 3D LightBoost.
Для каждого глаза обеспечивается Full HD разрешение, ультраширокие обзоры.
Данная технология работает со стандартным экраном, проектором поддерживающим 3D Vision, позволяет:
- Насладиться захватывающим игровым процессом с эффектом присутствия. Поддерживается более 600 3D игр.
- Посмотреть старые фото по-новому.
- Эффекты в фильмах станут более динамическими, яркими. Поддерживается формат видео Blu-ray 3D.
- Возможность онлайн смотреть трансляцию Ютуба/стрим в формате 3D.
Графические процессоры GeForce GPU позволяют обьединять до 5-ти мониторов, используя технологии G-SYNC и 3D Vision, перенося игровой процесс на новый уровень.
G-SYNC синхронизирует частоту обновления кадров и скорость рендеринга GPU, устраняя разрыв кадров, уменьшение дрожание/задержки изображения, обеспечивая плавный игровой процесс без артефактов. Работа G-SYNC или 3D Vision особо заметна при использовании высокого разрешения.
Как включить?
Нажимаем правой кнопкой по рабочему столу, выбираем Панель управления NVIDIA:
Откроется окно. Внизу слева в разделе Стереоскопический режим 3D выберите Установить:
Нажимаем Применить (внизу окна). После — покажется окно, где нужно выбрать оборудование, требующее настройки:
При наличии очков — выбираете 3D Vision Discover.
Нажимаете Далее. Потом будет предложено проверить способность просмотра стереоскопического 3D-контента. Установите галочку Я прочитала/поняла информацию по сохранению здоровья и безопасности:
Останется нажать Готово. Можно испробовать:
Рекомендую поиграться настройками 3D Vision — поэкспериментировать с ползунком глубина, настроить сочетания клавиш.
Сбой при установке
Некоторые способы решения:
- Ваша видеокарта не поддерживает 3D Vision/выбрана неправильная модель на сайте. Либо ваша система не удовлетворяет требованиям, описанных на официальном сайте — 3D Vision and Surround Technology.
- Использование неофициальных драйверов NV >
Где скачать?
Официальная страница загрузки драйверов, а также поддерживаемые продукты, дополнительная информация находится здесь:
Внимательно ознакомьтесь с информацией представленной на сайте. Проверьте наличие модели видеокарты в списке, остальные требования.
Заключение
- 3D Vision от NVIDIA позволяет получить изображение в стереоскопическом 3D-формате. На практике означает более динамичные сцены/реалистичные эффекты.
- Основано на использовании очков, способных отображать картинку в Full-HD разрешении.
Вроде бы ещё совсем недавно игры и фильмы в 3D были последним словом науки и техники, а гиганты вроде NVIDIA ставили на этот формат. Но вот прошло 10 лет — и некогда передовую технологию отправляют в утиль за ненадобностью. Но почему компания решилась на это только сейчас? Попробуем разобраться.
Во всём виноват «Аватар»
NVIDIA сделала ставку на объёмную картинку одновременно с бумом трёхмерного кино. Вышедший чуть позже «Аватар» Джеймса Кэмерона только подтвердил прогнозы: фильм оказался настолько успешным, что было бы глупо пройти мимо технологии. Производители ринулись выпускать соответствующие телевизоры и внушать, что киношные эффекты на дому — это круто. 3D пели постоянные дифирамбы и найти топовый телевизор без модной на тот момент технологии стало сложно. Но за неё требовали денег — не разбазаривать же красоту просто так!
Впрочем, кино и гейминг — разные вещи, и с NVIDIA чуда не произошло. Геймеры не набросились на модные очки — а энтузиасты, всё-таки решившие приобщиться к прекрасному, столкнулись с массой проблем.
Как это работало?
Технологию представили ещё в 2008 году, заодно выкатив технические требования, многих поставившие в ступор. Во-первых, для запуска программы в 3D требовалась видеокарта NVIDIA. Причём не какая попало, а новая, восьмой серии. На минутку, тогда к GeForce 8800 относились примерно так же, как сегодня — к RTX 2080: за что платить такие дикие суммы, если новомодных эффектов для DirectX 10 днём с огнём не сыщешь?
Во-вторых, эффект работал только с DirectX 10, то есть для приобщения к хайтеку мало было купить дорогое железо — надо было ещё поставить богомерзкую «Висту». Думаете, на этом всё? Ха!
Требовался ещё и внушительный список оборудования: монитор на 120 Гц, очки 3D Vision и ИК-передатчик, который подключался к компьютеру через USB-порт.
Очки NVIDIA использовали затворный метод — когда для каждого глаза формируется отдельная картинка с частотой обновления кадров 60 Гц. Поэтому для синхронизации с изображением на экране был нужен монитор с развёрткой от 120 Гц, подключённый по HDMI или Dual Link DVI. 3D Vision поддерживали некоторые модели ноутбуков, Full HD-телевизоров и проекторов, но. не всё так просто. Большинство мониторов что сейчас, что в 2010-м выдавали лишь 60 Гц.
На старте продаж в 2009-м за комплект 3D Vision просили $250, два года спустя — уже $99, причём за обновлённую и улучшенную версию. Сейчас очки можно купить на Ebay или Amazon примерно за 120 баксов. На российских площадках наборов NVIDIA и вовсе нет — разве что на Авито найдёте. Сами понимаете, билет в дивный новый мир многим до сих пор не по карману. Особенно десять лет назад, когда народ ещё не отошёл от очередного финансового кризиса.
Сложности настройки и куча багов
Трёхмерный режим не запускался сам по себе (прямо как RTX и DLSS сегодня) — для его поддержки требовалось совместное участие разработчиков и специалистов NVIDIA. Систему профилей встроили в видеодрайвер, а к играм выходили специальные патчи.
Любимое развлечение обновили? Пропала совместимость с 3D-Vision — загрузите новые драйверы с официального сайта.
Если вы не видите здесь проблемы, вспомните, что в то время не было автоапдейтера. Приходилось каждый раз качать и ставить заплатку вручную. К тому же глаза у всех разные, поэтому для каждого релиза пользователь самостоятельно задавал параметры стереорендеринга. Откуда их взять? Подобрать методом проб и ошибок — чтобы достигнуть правильного баланса глубины и параллакса различных планов в кадре. Ещё можно было откалибровать цвета дисплея, изменить вид прицела для FPS и настроить горячие клавиши для быстрого переключения стереоэффектов.
Больше всего проблем создавали экшены. Зачастую при верных параметрах глубины сцены «ломались» HUD и настройки прицела: то он отрисовывался на неправильном расстоянии от героя, то двоился — в таких условиях неудобно просто играть, не говоря уже о стрельбе.
Картинка действительно выглядела объёмной, как в кино, но со своей спецификой: из-за ошибок с масштабированием объекты казались слишком маленькими, картинка часто походила на диораму и выглядела кукольной.
Не считая нудной настройки, у 3D Vision было ещё несколько недостатков: изображение становилось менее ярким, а контуры объектов расплывались и мерцали. Из-за этого сильно уставали глаза: многие геймеры даже жаловались на тошноту и головные боли после нескольких часов в 3D.
Революции не будет
NVIDIA прекратила разработку профилей 3D Vision ещё в 2013-м. Последним коммерческим продуктом с официальной поддержкой технологии стал боевик Batman: Arkham Origins. Но производитель не отказался от выпуска драйверов и обновлял их вместе с ПО видеокарт.
Почему? То, что не оценили широкие массы, пришлось по вкусу энтузиастам.
Они начали делать свои стереоскопические моды на основе OpenGL. Вскоре появились патчи для таких популярных игр как Minecraft, Rainbow Six: Siege и Overwatch. Естественно, в любительском коде встречались ошибки — блюр вокруг оружия, проблемы с настройкой прицела, мерцание текстур.
Но фанаты всё равно облагородили свыше 1000 игр. Более того, официальный форум 3D Vision — чуть ли не самый популярный на сайте NVIDIA, не считая тем с обсуждением драйверов для видеокарт. До сих пор находят и фиксят баги в 3D и выкатывают собственные патчи для новинок. Популярные ресурсы вроде Steam и Discord тоже не остались в стороне — везде есть группы, посвящённые 3D Vision, хотя и менее оживлённые, чем официальный форум. Как ни странно, активность кипит в основном на англоязычных ресурсах, в то время как наши геймеры, кажется, давно смирились со смертью 3D.
Рынок сыграл с NVIDIA злую шутку. На старте поддерживать инновации мало кто захотел, потому что цена была высока, а выгода — сомнительна, ведь качественная реализация 3D была доступна далеко не во всех поддерживаемых играх. А когда разработчики более-менее разобрались с настройками, выпустили вторые очки и пофиксили баги, актуальность технологии пошла на спад — настала эпоха VR.
Порешал и рыночек телевизоров: спрос на 3D-модели начал падать уже в 2012 году, а в 2017-м их выпуск вовсе прекратился. Теперь в ТВ и мониторах делают акцент на высокое разрешение и HDR.
Вся надежда на VR?
Едва стало известно, что NVIDIA прекратит поддержку 3D Vision, в компании объяснили это решение: производитель сконцентрируется на более перспективных системах VR.
Мы видим, как индустрия и наши пользователи переходят на новые формы погружения в игру, такие как виртуальная реальность, и концентрируем наше внимание на новых технологиях. Мы гордимся тем, что поддерживаем 3D Vision уже более 10 лет, запустив ее еще в 2009 году.
пресс-служба NV > в комментарии изданию Engadget
Технология 3D Vision могла совершить революцию в гейминге, но оказалась слишком сложной и дорогой для большинства пользователей — так часто происходит с модными новинками.
Теперь любители переходят на VR — надеть очки виртуальной реальности куда проще, чем настраивать параметры 3D, да и эффект гораздо сильнее. Остаётся надежда, что хотя бы виртуальная реальность станет доступнее для рядовых геймеров.